Сюжеты неигрового характера, как мы знаем из предшествующих глав, изготавливались французами-операторами московских отделений Пате и Гомона, русскими и французскими операторами, снимавшими у Ханжонкова, петербургскими и московскими фотографами-профессионалами, основавшими небольшие предприятия для съемки документальных лент, и провинциальными операторами из числа киномехаников, снимавших местную хронику.
Но из всех предприятий и лиц, занимавшихся съемкой фильмов, настоящего успеха добивались только те, кто соединял производство документальных фильмов онлайн с прокатом. Как только возник кинопрокат, владельцы прокатных контор заняли господствующее место на кинорынке. Они диктовали цены на изготавливаемые мелкими производственными предприятиями фильмы и за гроши скупали сюжеты местной хроники, поставляемые кинокустарями-одиночками. И только те производственные предприятия, которые опирались на собственную сеть кинопроката, имели серьезные перспективы хозяйственного развития.